Подшивка крыши

Подшивка кровельного свеса выполняет не только декоративную функцию, но и является важной конструкционной составляющей крыши любого типа. Правильно выполненная подшивка сохраняет достаточную вентиляцию подкровельного пространства. Как своими руками выполнить подшивку свесов, мы расскажем в этой статье. 

Кровельный свес: назначение, виды, особенности

Кровельным свесом называется нижняя часть крыши, где стропила выступают наружу за периметр стен, а также боковые вылеты скатов над фронтонами. Строительными нормами размер кровельного свеса жестко не установлен, но принято выпускать стропила за пределы стен не менее чем на 40–50 см и не более чем на 100 см без дополнительных опор. Выпуск ската со стороны фронтона на практике не превышает 60 см.

Боковой свес

Главная задача этого элемента состоит в защите стен и фундамента здания от осадков. Еще одна немаловажная функция — обеспечение нормальной вентиляции подкровельного пространства (или же прослойки между утеплителем и кровлей в случае с мансардной крышей). Воздух, поднимающийся от нижнего окончания стропил, постепенно движется вдоль кровли до конька, вынося с собой лишнюю влагу и сохраняя оптимальный для кровельных материалов микроклимат. Такое движение воздушных потоков благоприятно сказывается на сроке службы отдельных элементов и крыши в целом.

Фронтонный свес

Фронтонный свес также оборудуется для защиты фронтальной стороны здания от влияния осадков. Чаще всего он сформирован выступающей за пределы фронтальной стены обрешеткой. Такой вариант является самым малозатратным и легким в обустройстве, но он не подходит для тяжелого кровельного материала. В этом случае фронтонный свес формируется стропильной конструкцией, которая выводится за край стены на необходимое расстояние. Естественно, что в конструкции четырехскатной крыши этот элемент отсутствует.

Особенности

Подшивка являет собой не только элемент декорации, но и важную конструкционную часть свесов. Несмотря на общее назначение фронтонного и бокового свеса, подход к их подшивке существенно отличается. И связано это прежде всего с конструктивными особенностями. Подшивать боковой свес всегда нужно с соблюдением одного важного правила — должна оставаться возможность для нормальной вентиляции. Иначе крыша будет подвержена накоплению влаги, что в дальнейшем приведет к порче материалов, намоканию утеплителя, образованию грибка и прочих малоприятных процессов. Поэтому при организации подшивки карнизного свеса не следует использовать герметики и пены.

А вот фронтальный свес требует иного подхода. Здесь незащищенные от порывов ветра участки могут подвергаться большим нагрузкам. Дело может закончиться отрывом кровельного материала и нарушением целостности конструкции крыши. Следовательно, герметичность находится на первом месте.

Подготовка свеса к подшивке

Подшивка кровельных свесов обычно выполняется на финальной стадии строительства. Крыша должна быть в законченном виде, на стенах присутствует вся планируемая наружная отделка.

К подготовительным работам по подшивке свесов относятся: отделка торцевой части (кромки) свесов, подгонка стропил по высоте и длине, сооружение короба при горизонтальной подшивке бокового свеса.

Кромка по торцам отделывается у обоих видов свесов. Это требуется для защиты подшивки от погодного воздействия, для придания законченного вида кровле и для крепления водоотводной системы на боковых свесах. Кромку можно делать из дерева или металла.

Кромка бокового свеса прибивается по торцам стропил, которые предварительно нужно подрезать в один уровень, выполняя подрезку параллельно стене. Учитывайте, что из-за неправильной подрезки торец будет кривой и внешний вид будет испорчен. Это распространяется и на фронтальный свес.

При отделке кромки фронтонного свеса параллельно стене подрезают обрешетку. Материал кромки прибивается по торцам обрешетки и к бруску конька. Верхнюю часть кромки необходимо защитить от осадков кровельным материалом.

Подшивка бокового свеса может осуществляться двумя способами: по стропилам или горизонтально. Горизонтальная подшивка подразумевает обустройство короба из брусьев, который крепится к стене и стропилам. Такой вариант применяется при крутом скате или в случае большого выноса. Нижняя плоскость короба должна быть строго перпендикулярна стене. По ней и будет осуществляться подшивка. Подшивка по стропилам выполняется при малом угле наклона крыши, а также при небольшом выносе свеса за предел стены. К стропилам прикручиваются доски или бруски, которые сформируют базу для будущей подшивки. К этой обрешетке будет непосредственно крепиться подшивной материал. Фронтальный свес в любом случае подшивается по обрешетке.

Выбор материала для подшивки

Этот момент в основном зависит от дизайна здания и финансовых возможностей его владельца. Для подшивки свесов применяются самые разнообразные натуральные и искусственные материалы. Основополагающими требованиями к подшивочному материалу являются:

  • защита кровельных свесов от погодного воздействия;
  • долговечность;
  • эстетика.

Деревянная подшивка

Дерево широко используется для подшивки свесов, причем как в виде обрезных досок, так и в виде строганных или вагонки из натурального дерева. Лучше всего себя зарекомендовали хвойные породы древесины, а также влагостойкие тропические. Последние в силу своей дороговизны не пользуются у нас большой популярностью.

Толщина доски должна быть около 20 мм. Если не предполагается лакокрасочное покрытие, то необходимо провести обработку антисептическими средствами. Также доски нужно выдержать на улице в укрытом от осадков месте 4–5 недель, чтобы избежать возможной деформации. При подшивке свеса досками обязательно следует оставлять щели для вентиляции. Чаще всего подшивку досками выполняют по такой схеме: кровельный свес подшивается досками, располагающимися вдоль стены, а фронтонный — поперек. Такой способ придает крыше целостный вид, что очень гармонично смотрится на деревянном доме.

Требования и процесс монтажа деревянной вагонки те же, что и у доски. Единственная разница состоит в том, что крепится она без щелей, а для вентиляции в теле подшивки проделываются отверстия на расстоянии 1,5–2 м, которые закрываются специальными решетками.

Металлическая подшивка

Металлические материалы для подшивки свесов достаточно разнообразны. Они отличаются и по виду используемого металла, и по типу самого материала. Для этой работы применяется медь, алюминий, оцинковка, листовой металл, профнастил.

Самой презентабельной, но в то же время и самой дорогой, является медная подшивка, производимая в виде софитов. Она очень хороша в эксплуатации и прослужит долгое время. Алюминий — легкий и эластичный материал, который также успешно применяется для подшивки кровельных свесов. У алюминиевых софитов единственным существенным недостатком является всего два варианта цветовой окраски — белый и коричневый. Софиты из оцинковки прослужат длительное время, и не будут терять свой начальный вид, но их вес может вызвать затруднения при монтаже. Профнастил, изготавливаемый из той же оцинковки, но имеющий цветовое покрытие, также используется для подшивки свесов. В основном его применяют на крышах, также укрытых профнастилом.

Самый доступный вариант подшивки. Плотный огнестойкий пластик, применяемый при его изготовлении, имеет достаточную прочность и хорошую устойчивость к погодным условиям. Его установка лишена технических сложностей. Отделка краев и угловых элементов выполняется с помощью П-образных полос и уголков. Для вентиляции используются специальные решетки. Крепить материал следует только в перпендикулярном к стене направлении.

Подшивка крыши софитами

Софит — это специальный металлический или пластиковый профиль, который выпускается исключительно для подшивки кровельных свесов. В софитах уже предусмотрены вентиляционные секции, реализованные на некотором расстоянии друг от друга, но есть варианты, где вентиляционная перфорация отсутствует.

Независимо от материала изготовления софиты имеют одинаковую конструкцию и способ установки. Глядя неопытным глазом, можно перепутать софит с сайдингом, но у первого значительно больше преимуществ. И далеко не на последнем месте среди достоинств стоит технология его монтажа.

Технология подшивки кровельного свеса софитами

Ничего сверхсложного в подшивке свеса софитами нет. Для них изготавливаются все необходимые элементы, при помощи которых отделываются торцы свесов, края материала, переходы, углы. Элементы крепления и отделки краев устанавливаются в первую очередь. В готовый каркас устанавливается профиль, заранее порезанный на необходимую длину. Крепятся софиты исключительно перпендикулярно стене.

В общей длине свеса обязательно нужно оставить 5–6 мм под тепловое расширение. Иначе материал в жару может подвернуться деформации.

Выводы и рекомендации

Очевидно, что подшивка свесов крыши лишена больших технических сложностей. Но выполнять ее в одиночку будет сложно, поэтому не помешает пригласить на помощь толкового друга. Выбирая материал, следует руководствоваться еще одним важным моментом — навыки работы с ним. Если вы впервые прикасаетесь к дереву или металлу с инструментом, вряд ли с первой попытки это получится хорошо. А смотреть на результат такого эксперимента придется очень долго. Лучше посмотрите в сторону полуфабриката-конструктора — софитов.