Энтузиасты докопались до причин лагов и статтеров на ноутбуках Asus ROG — виноваты ошибки в BIOS

Игровые ноутбуки серии Asus ROG изобилуют ошибками в BIOS, которые приводят к сбоям в работе системы: подтормаживаниям при просмотре YouTube, зависаниям во время звонков Discord, подвисаниям при движении мыши и другим раздражающим явлениям. Таковы результаты исследования, проведённого энтузиастом под псевдонимом Zephkek — специалистом по низкоуровневому программированию.

Hollow Knight: Silksong — песнь страданий и радостей. Рецензия

Обзор умных часов HUAWEI WATCH 5: часы юбилейные

Обзор умных часов HUAWEI WATCH 5: часы юбилейные

HUAWEI FreeArc: вероятно, самые удобные TWS-наушники

HUAWEI FreeArc: вероятно, самые удобные TWS-наушники

Фитнес-браслет HUAWEI Band 10: настоящий металл

Фитнес-браслет HUAWEI Band 10: настоящий металл

Пять причин полюбить HONOR Pad V9

Пять причин полюбить HONOR Pad V9

Почему ИИ никак не сесть на безматричную диету

Почему ИИ никак не сесть на безматричную диету

Пять причин полюбить HONOR Magic7 Pro

Пять причин полюбить HONOR Magic7 Pro

Пять причин полюбить HONOR X8c

Пять причин полюбить HONOR X8c

Он установил, что проблема игровых ноутбуков Asus не в «раздутом» предустановленном ПО, не в старых драйверах или ОС — она находится глубоко в BIOS, где осуществляются системные операции и производится управление компонентами. Чтобы установить причину, исследователь воспользовался программой LatencyMon, которая измеряет задержку прерываний процессора. Задержка прерываний процессора — важный показатель. Это время, необходимое, чтобы процессор переключился с текущей задачи на другую, более важную. На ноутбуках серии Asus ROG, в том числе на модели Zephyrus M16, одно из ядер процессора — обычно первое, которое наиболее часто используется программами, — «зависает» при обработке прерываний более чем на 90 секунд. На это время оно блокируется и не выполняет никаких задач, что приводит к подтормаживанию, если на машине запущена чувствительная ко времени реакции рабочая нагрузка.

Проблема оказалась в реализации ACPI.sys стандарта Advanced Configuration and Power Interface (ACPI), который выступает связующим звеном между ОС и BIOS, помогая им управлять функциями питания: спящим режимом, гибернацией, зарядом аккумулятора и данными о температуре. Он же отвечает за обнаружение устройств Plug-and-Play и настройку ресурсов. В реализации ACPI.sys производится интерпретация машинного языка ACPI (AML) — её код создаёт разработчик BIOS, в данном случае, Asus.

Ноутбуки Asus ROG часто комплектуются двумя видеокартами: дискретными, например, Nvidia GeForce RTX 30/40, и встроенными в процессоры Intel. При реализации различных сценариев питания, например, от сети или аккумулятора управление ими осуществляет мультиплексорный переключатель (MUX), который работает некорректно — он запускает циклы циклического включения и выключения, в которых нет логического смысла. Так, при подключении ноутбука к внешнему дисплею должна работать только дискретная видеокарта — например, Nvidia, а встроенная Intel должна быть полностью отключена. Но на деле система постоянно, каждые 15–30 секунд включает и выключает дискретную, хотя только она и должна функционировать.

Автор исследования приводит несколько причин возникших аномалий. Во-первых, система неправильно воспринимает контекст прерывания, то есть информацию о том, что вызвало прерывание, и как его следует обрабатывать. Во-вторых, есть недостатки в обработке прерываний — BIOS не умеет быстро справляться со срочными сигналами, что вызывает зависания процессора. В-третьих, BIOS не осуществляет проверок, в каком режиме действует система — например, включена ли дискретная или встроенная видеокарта, из-за чего, например, BIOS может циклически включать и выключать дискретную видеокарту, когда нужна именно она. Проблема обнаружена на ноутбуках Asus модельного ряда с 2021 по 2024 годы — она затрагивает модели серии ROG в линейках Strix, Scar и Zephyrus.

Asus не стала отмалчиваться и отреагировала на инцидент. «Мы видели недавние сообщения о сбоях в работе некоторых ноутбуков ROG и хотим сообщить, что наша команда активно расследует эти случаи. Понимаем, что стабильная и бесперебойная работа критически важна для таких высокопроизводительных машин как эти, и выделили ресурсы на решение проблемы. Ваши отзывы и подробные сообщения неоценимы, и далее мы будем держать вас в курсе и оказывать поддержку по нашим официальным каналам», — заявили в компании и поблагодарили потребителей за терпение.