Россияне стали чаще покупать ноутбуки без операционной системы — так дешевле

В России выросли продажи ноутбуков без предустановленной операционной системы. В общей сложности за первый квартал в корпоративном, государственном и массовом сегментах доля ноутбуков без ОС составила 44 % или 371 тыс. устройств, следует из данных аналитической компании GfK и дистрибьютеров, передают «Ведомости».

Hollow Knight: Silksong — песнь страданий и радостей. Рецензия

Пять причин полюбить HONOR X8c

Пять причин полюбить HONOR X8c

Фитнес-браслет HUAWEI Band 10: настоящий металл

Фитнес-браслет HUAWEI Band 10: настоящий металл

Пять причин полюбить HONOR Pad V9

Пять причин полюбить HONOR Pad V9

Почему ИИ никак не сесть на безматричную диету

Почему ИИ никак не сесть на безматричную диету

Пять причин полюбить HONOR Magic7 Pro

Пять причин полюбить HONOR Magic7 Pro

Обзор умных часов HUAWEI WATCH 5: часы юбилейные

Обзор умных часов HUAWEI WATCH 5: часы юбилейные

HUAWEI FreeArc: вероятно, самые удобные TWS-наушники

HUAWEI FreeArc: вероятно, самые удобные TWS-наушники

 Источник изображения: NordWood Themes / Unsplash

По данным IT-дистрибьютора OCS, представители корпоративного сегмента всё чаще закупают ноутбуки без предустановленной операционной системы. По итогам первого квартала 2025 года доля таких ноутбуков в сегменте b2b составила 43 %. Для сравнения, в первом квартале 2024 года доля ноутбуков без ОС в корпоративных закупках составляла 31 %, а в феврале-марте 2021 года — всего 17 %. В OCS отметили, что спрос на ноутбуки без ОС в корпоративном сегменте растёт быстрее, чем в государственном и массовом.

Тенденция к росту появилась в 2022 году, когда американская компания Microsoft перестала продавать и поддерживать Windows в России. В «Марвел-Дистрибуции» считают, что доля ноутбуков без ОС в корпоративном сегменте ещё выше. В компании подсчитали, что доля таких устройств в период с первого квартала 2021 года по первый квартал 2025 года выросла примерно с 25 % до более чем 60 %. В первом квартале 2025 года рост год к году составил 5-10 %. По данным «Марвел-Дистрибуции», в первом квартале 2025 года чуть менее 40 % поставленных ноутбуков имели предустановленную ОС. Оставшаяся незначительная часть приходилась на устройства с российскими ОС, такими как Alt Linux, Astra Linux, «Ред ОС» и другие.

По подсчётам Holodilnik.ru, доля ноутбуков без предустановленной ОС на российском рынке в период с января по август 2023 года выросла в 2,6 раза в годовом выражении. В компании подсчитали, что доля таких устройств на тот период составила 24 %, то есть каждый четвёртый проданный ноутбук не имел предустановленной ОС.

Данные «М.Видео-Эльдорадо» указывают на то, что доля ноутбуков без ОС на российском рынке в первом квартале составила 42,4 %, что говорит об увеличении на 0,5 % год к году. В компании подсчитали, что в период с января по март этого года россияне купили около 882 тыс. ноутбуков, а суммарный объём рынка вырос до 53,5 млрд рублей.

На Wildberries доля продаж ноутбуков без ОС в первом квартале 2025 года составила 11 %, что говорит об увеличении на 79 % год к году. По подсчётам «М.Видео-Эльдорадо», в рознице в первом квартале россияне чаще всего приобретали ноутбуки Asus. Американская Apple занимает вторую строчку рейтинга в денежном выражении. В первую пятёрку также вошли Huawei, MSI и Lenovo, в ассортименте которых имеются ноутбуки разных ценовых категорий.

Интеграторы и эксперты объясняют рост популярности ноутбуков без ОС экономией. В зависимости от бренда и модели портативного компьютера разница в цене на одну и ту же модель с Windows и без ОС может варьироваться в диапазоне от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, что является существенной экономией в условиях оптовой закупки для компании. Эксперты отметили, что представители корпоративного сегмента часто закупают отечественные ОС в рамках действующих договоров со скидками, что способствует росту продаж ноутбуков без ОС. Также не исключается вариант, при котором у заказчика уже есть приобретённые лицензии на ОС или же делается выбор в пользу использования пиратских копий, поскольку пересаживать пользователей на отечественное ПО дорого и сложно. В дополнение к этому у заказчика может быть пакет приобретённых ранее и ещё действующих лицензий на Windows 11 и Windows 10, которые попросту перемещаются со старых ноутбуков на новые.