Привет всем читателям матерого сайта СайтПроРемонт.ру! Совсем недавно ему стукнуло 7 месяцев. Да-да, первая статья вышла 17 марта.
Тогда я даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что его ждет столь мощный рост в плане популярности. На сегодняшний день среднесуточная посещаемость составляет порядка 1200 человек. Значит, пишу не так уж плохо)) Постараюсь продолжать в том же духе и дальше!
А сегодня у нас будет нестандартная тематика. Несколько читателей за последнее время интересовались у меня, что за 3D-редактор я использую для создания картинок к статьям? И я решил рассказать о ней на сайте. Думаю, многим будет интересно, тем более редактор этот бесплатный, простой, и к нему на YouTube прилагаются сотни, если не тысячи, обучающих уроков. Тема статьи — программа для 3D моделирования SketchUp. Ранее она принадлежала корпорации Google,которая продала ее в прошлом году компании Trimble Navigation. Существует две версии Скетчапа: PRO (590$) и бесплатная – SketchUp Make. Именно о ней мы и будем вести речь.
Хоть это и довольно простая программа, но хорошо владея ею, можно разрабатывать полноценный дизайн интерьера и строить сложные объекты. К примеру, с моим позорным уровнем владения этим редактором, я могу получить изображения такого уровня:
Учитывая, что знакомиться с ним я начал как раз перед началом ведения проекта.
Перед тем как непосредственно начать знакомство со Скетчапом, предлагаю разобраться, а для чего нам с вами может пригодиться такой редактор?
Прежде всего, он может стать помощником в разработке дизайна вашего жилья. Либо, допустим, вы захотели построить гараж или загородный домик. Скетчап позволит воплотить ваши планы в виртуальной реальности. Можно будет все как следует оценить, прикинуть.
Кроме этого, он может здорово сэкономить ваше время на подсчете стройматериалов, так как позволяет быстро и наглядно показать все нужные расстояния и площади. Особенно удобно подсчитывать количество плитки, заодно можно сразу определиться с ее раскладкой:
Загрузка и установка SketchUp на компьютер
Загрузить Скетчап, разумеется, можно с официального сайта программы – http://sketchup.com.
Для этого в меню Our Products выберите пункт SketchUp Make и затем щелкните по красной кнопке Download SketchUp.
По логике программа после этого должна начать скачиваться, но неееет. Вам будет предложено указать, для чего вообще вам она нужна, ввести свои контакты, выбрать операционную систему и так далее.
И вот только после заполнения всей формы и очередного нажатия Download начнется закачка редактора. Весит он немного – 72.2 МБ (актуальная на сегодня версия).
Остается только все время жать кнопку Next и в одном месте поставить галочку под лицензионным соглашением. Это, думаю, все хорошо умеют)
Знакомство с интерфейсом
Для того, что бы лучше понимать все, что я опишу далее, рекомендую скачать специально подготовленный мною демо-файлик с простенькой моделью квартиры. Потренируйтесь на ней, так будет гораздо нагляднее, чем просто читать статью.
Вот скриншот окна программы:
Как видите, все на английском языке. Это, конечно, не очень здорово, но я постараюсь объяснить, что к чему. Сверху мы видим обычное текстовое меню. Пробежимся по-быстрому по его пунктам.
File (Файл). В этой вкладке традиционно располагаются пункты «Создать», «Открыть», «Сохранить», «Импорт», «Экспорт», , «Печать», «Выход».
Edit (Редактировать). Так же ничего необычного. Перейдя во вкладку, можно «Вырезать», «Копировать», «Вставить», «Удалить», «Выбрать все», «Спрятать/Показать» объект (Hide/Unhide), «Заблокировать/Разблокировать» (Lock/Unlock) , «Создать компонент», «Создать группу» объектов. Об этих последних специфических пунктах речь будет идти в других уроках, нам пока рано это обсуждать.
View (Просмотр). Здесь можно выбрать, какие панели, менюшки, элементы редактора нужно показывать, а какие – нет. Давайте выберем эту вкладку.
Меню Toolbars как раз отвечает за отображение различных панелей редактора. Например, панель рисования или панель теней. У меня активирована лишь Large Tool Set, так как она содержит все основные кнопки, и Shadow (Тени). Для начала этих двух панелей вам хватит.
По умолчанию программа для 3D моделирования отображает Hidden geometry (Спрятанную геометрию), Section Planes & Cuts (это — не знаю, что такое, честно), Axes (Оси), Guides (Вспомогательные линии). Hidden Geometry– это тоже вспомогательные линии внутри объекта, помогающие точнее представить его форму. Эту галку можете спокойно снять. Section Planes & Cuts– тоже. Оси рекомендую оставить для лучшего представления объема, как и Вспомогательные линии.
Пункт Shadows отвечает за динамическое затенение модели в зависимости от выбранного времени суток и времени года, которые выставляются в одноименной панели. То есть в программе есть свое солнце, положение которого, как и в реальности, зависит от времени. Но не от реального времени, а от выбранного нами. Учтите, что на сложных моделях при включении Теней компьютер может подтормаживать.
Fog – это туман. Активировав эту опцию, вы будете хорошо видеть близкие объекта, но плохо – далекие. Чем больше расстояние от камеры до объекта, тем сильнее он будет погружен в «туман». Это снижает нагрузку на компьютер.
Edge Style – стиль линий (граней). Можно выбрать, показывать ли их вообще, или же обойтись лишь плоскостями (без них реально неудобно). Back Edges (клавиша K) – показывать все линии, даже те, что находятся за плоскостями.Они будут отображены пунктиром.
Face Style – стиль плоскостей. Возможность выбора варианта их отображения: прозрачные плоскости, плоскости без заливки, залитые цветом плоскости без текстуры, текстурированные плоскости (по умолчанию), монохромные. Оставляйте по умолчанию.
Пункт Component Edit мы с вами рассматривать пока не будем, как и Animation.
Следующая вкладка – Camera. Тоже пройдемся по пунктам.
Previous/Next – предыдущее/следующее положение камеры (ваших глаз на модели, так сказать).
Standart Views – стандартные виды 3D-модели: сверху, снизу, справа, слева и т.д.
Parallel Projection/Perspective/Two-Point Perspective – выбор варианта отображения объема. Выбирайте Perspective, как наиболее реалистичное построение.
Пункты Orbit, Pan, Zoom, Field of View, Zoom window, Zoom extents, Position camera, Walk, Look around дублируются на панели Large tool set:
Orbit – вращение 3D модели вокруг точки на экране, на которой вы зафиксировали левую клавишу мыши. Так же эту функцию выполняет по умолчанию нажатие на колесо мыши. Зажали и перемещаем мышь – модель вращается.
Pan – перемещение 3D модели без вращения. Вы как бы захватываете ее ладонью и тянете.
Zoom – если, выбрав этот инструмент, зажать левую клавишу и начать перемещать мышь вперед/назад, будет увеличиваться/уменьшаться масштаб модели. Эта же функция по умолчанию выполняется прокруткой колеса мыши.
Zoom window – инструмент выделения области модели, которую нужно увеличить. Чем меньшую область выберете, тем больше будет увеличение. То есть выбранная вами зона займет весь экран.
Field of view – не дублируется на панели. Трудно по-человечески объяснить, что делает эта функция. Но если попробовать – она меняет поле зрения. То есть меняет его угол. Проще пояснить картинками. Угол 15 градусов:
А вот 80 градусов:
Принцип действия: выбрали инструмент, зажали левую клавишу и переместили мышь вперед/назад. Градусное значение вы можете отслеживать в строке состояния в правом нижнем углу окна программы.
Zoom extents – меняет масштаб модели так, что бы вся она помещалась на экране.
Position camera – выбор места камеры на модели. При выборе этого инструмента ваш курсор примет форму децльного человечка, которого можно поместить в любое место модели. В нашем примере – в какую-нибудь комнату. И последующий вид модели на экране будет являться видом из его «глаз». При этом его глаза расположены всегда на высоте 168 см от пола. То есть это как бы глаза реального человека. Пусть его зовут Вася.
Walk – функция «прогулки» по модели. Допустим, поставили мы нашего Васю в ванную. Выбрав инструмент Walk, зажав левую клавишу и перемещая мышь, вы можете заставить его пройтись по виртуальной квартире.
Look around – инструмент осмотра модели. То есть Вася стоит на одном месте и крутит головой.
Все, что представлено во вкладке Draw, дублируется на Large tool set.
Line – вы не поверите, линия. Кликаете на начальную точку и конечную, между ними строится линия.
Arc – создание дуги. Дуга строится в три клика: первые два задают начало и конец, третья – размеры изгиба.
Freehand – линия от руки.
Rectangle – прямоугольник. Первый клик задает начальную точку, второй – конечную по диагонали.
Circle– строит окружности. Первый клик определяет их центр, второй – радиус.
Polygon – равносторонний многоугольник. Активировав этот инструмент, вы сначала должны будете задать количество его сторон. Для этого нужно просто нажать соответствующую цифру (число) на клавиатуре и подтвердить выбор нажатием Enter. Затем делаете первый клик по нужному месту на модели, тем самым задав геометрический центр фигуры. Второй клик задает радиус описанной вокруг многоугольника конструкции.
Можно задавать точные размеры и радиус всех описанных выше фигур. Для этого вместо последнего клика просто набираете нужный размер на клавиатуре и подтверждаете клавишей Enter. Вводимые значения будут отображаться в строке состояния справа внизу. Для прямоугольника нужно водить два значения: длину и ширину, через точку с запятой. По умолчанию в программе все размеры указываются в миллиметрах. (Внимание, в демо-файле для удобства размеры указываются в метрах!)
Далее разбираем пункт меню Tools. В нем располагаются все основные инструменты редактирования компонентов 3D модели. Все они для удобства, опять же, продублированы в Large tool set.
Select – инструмент выделения. Пояснять, думаю, не нужно.
Eraser – стерка. Выбрав ее и кликнув на объекте, вы заставите его исчезнуть.
Paintbucket – инструмент заливки плоскости цветом или текстурой.
Move – инструмент перемещения компонента.
Rotate – поворот компонента вокруг любой из трех осей пространства.
Scale – изменяет размер компонента.
Push/Pull – инструмент втягивания/вытягивания граней объекта. С его помощью удобно, к примеру, моделировать плинтуса. Задали форму сечения и вытянули из него целый плинтус. Точно так же можно и втянуть его обратно.
Follow me – это тот же инструмент вытягивания, но оно происходит по заранее выбранной траектории, а не только по прямой.
Offset – если можно так выразиться, то это инструмент, равномерно «выдавливающий» выбранную плоскость за ее границы:
Tape measure – обычная рулетка. Зажимаете левую клавишу в начальной точке и переводите курсор в конечную.На экране в области курсора отображается длина.
Protractor – угольник. Измеряет угол в три клика. Первый клик – в вершине угла, остальные – по сторонам.
Axes – оси. Инструмент позволяет задать собственную систему координат.
Dimensions – инструмент нанесения размеров. Действует в три клика. Две крайние точки и дальность выноса размеров.
Text – это инструмент создания подписей. По умолчанию он сразу выдает значение площади плоскости или длины линии:
3DText – позволяет расположить на модели объемный текст. Я, например, с помощью этого инструмента считал количество обоев для покупки, подписывал номера полотен. Вот, как выглядит 3D текст:
В меню Tools есть еще несколько пунктов, но мы не будем их рассматривать, так как они вряд ли нам понадобятся. Переходим в следующее меню.
Оно зовется Window. Все пункты этого меню отвечают за вызов какого-либо окна.
Model info – информация о всей 3D модели. Здесь же можно задать ее базовые свойства, например, шрифты, их размер, способ отображения размерных линий и т.п.
Entity info – свойства конкретного компонента модели. Для плоскости это площадь, для линии – длина, для дуги – радиус и число сегментов, которое можно менять. Дело в том, что SketchUp по умолчанию рисует дуги и окружности довольно грубо, разбивая их на небольшое число сегментов. Через свойства дуги можно задавать любое число сегментов, таким образом, ваша фигура будет выглядеть гораздо лучше. Окно Entity info так же доступно по правому клику по объекту.
Materials – отображает все доступные цвета и текстуры для заливки. Их можно добавлять и редактировать.
Components – библиотека готовых компонентов. Таких как, к примеру, предметы мебели, автомобили и т.д. Можно скачивать компоненты из «облачного» хранилища Warehouse прямо в свою модель. Допустим, Опель Астра:
Styles – позволяет выбирать стили отображения модели. Карандаш, маркер, разная толщина линий и прочее. Чисто побаловаться. Layers, Outlines, Scenes мы опустим, я ими не пользуюсь.
Shadows – открывает окно управления временем суток и сезоном года. Таким образом, можно управлять «естественным» освещением в модели.
Fog – включает настройки «тумана». Сама функция тумана уже описывалась.
Match photo – с этим я пока не разобрался, ребят)
Soften Edges – смягчает грани, точнее создает иллюзию смягченных краев.
Instructor – вызов справки SketchUp через интернет. Вот только она на английском языке…
Preferences – основные настройки программы, такие как время автосохранения модели, настройка качества графики, выбор шаблона отображения модели и т.п.
Extension Warehouse – интернет-библиотека расширений для SketchUp. Чего там только нет, лучше вам самим покопаться и попробовать что-нибудь, но уже на более поздних этапах освоения 3D-редактора.
Остальные пункты меню Window вам не пригодятся.
В меню Plugins будут отображаться установленные вами плагины, такие как, к примеру, рендер VRay.
Ну, и остается нам упомянуть меню Help, где традиционно содержится справка по редактору, пункт проверки обновлений и информация по вашей версии SketchUp.
Заключение
Этот урок призван лишь познакомить вас с программой для 3D моделирования SketchUp. В моих планах — сделать еще пару уроков для более глубокого изучения возможностей программы. Один урок хотелось бы посвятить построению модели конкретного помещения, а второй – возможностям плагина для 3D-рендеринга VRay. Именно с его помощью я получаю фотореалистичные изображения, такие как в начале поста.
Делать эти уроки или нет – я решу после анализа вашего интереса к этой статье. В любом случае, до встречи на страницах сайта! И не забывайте подписываться на обновления! Я пока еще не сдулся)))